В свете изменений образования в соответствии с ФГОС изменились подходы, методы и технологии преподавания как в школе так и в дошкольных организациях. По новому стандарту ребенок должен развиваться в пяти образовательных областях. Какие же это области?
- Коммуникативно - личностная;
- Познавательная;
- Речевая;
- Художественно - эстетическая;
- Физического развития.
Для полноценного развития детей по всем этим областям применяются различные педагогические технологии. Разные авторы дают разное определение педагогической технологии. Приведем несколько примеров. Всемирная организация ЮНЕСКО дает такое определение: "Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
В. М. Монахов считает, что - педагогическая технология это набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат.
М. В. Кларин же считает что педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Каждая педагогическая технология имеет свои критерии это:
- Системность;
- Управляемость;
- Концептуальность;
- Эффективность и
- Воспроизводимость.
А каждая определенная система, которая претендует на роль технологии, должна соответствовать некоторым требованиям. Эти требования состоят из трех частей:
- Концептуальная часть;
- Содержательная часть;
- Процессуальная часть.
Педагогических технологий существует великое множество. Вот только некоторые из них:
- Технологии проблемного обучения;
- Технология развивающего обучения;
- Технологии сотрудничества;
- Игровые технологии;
- Инновационные технологии;
- Модульные технологии;
- Проектные технологии;
- Информационные технологии.
Поговорим про некоторые из них.
Технология проблемного обучения. Авторами этой технологии являются - Т. В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов и др. Это технология предполагает самостоятельную поисковую деятельность учащегося организованную педагогом. В процессе урока или занятия ребенок должен не только увидеть проблему, но и определить пути её решения с учетом того что ему уже известно. Решая определенную проблему, ребенок под контролем педагога, принимает решение, вносит коррективы, ищет дополнительную информацию.
Технология развивающего обучения. Разработали эту технологию такие замечательные педагоги как Л.С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин
В. В. Давыдов и ряд других авторов. Основными положениями развивающего обучения являются: развитие ребенка, в частности, развитие интеллекта, идет вслед за обучением; активное участие обучаемых в процессе обучения; обучение на высоком уровне трудности, быстрым темпом; осознание обучаемым значимости изучаемого материала; ведущая роль отводится теоретическим знаниям; стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности.
Игровые технологии. В технологии игрового обучения дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи и вся учебная деятельность подчиняется правилам игры. В этой технологии учебный материал используется в качестве игры, в учебную деятельность включается элемент соревнования, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры используемые в этой технологии обучения подразделяются на группы:
- Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- Познавательные, воспитательные, развивающие;
- Репродуктивные, продуктивные, творческие;
- Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
Игровые технологии решают целый ряд педагогических задач:
- Дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков);
- Развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей и др.);
- Воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
- Социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды и др.).
Новые и очень важные для современного образования технологии - это информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). Её разработчиками являются М. В. Моисеева, Е. С. Полат, М. В. Бухаркина, И. Г. Захарова. Эта технология предусматривает использование на занятиях информационных ресурсов интернета. Технология обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, а так же обеспечивает участие детей в учебных и исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях.
Для решения современных психолого - педагогических задач на первый план следует выдвигать развивающую функцию, в большей степени обеспечивающую становление личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности. Мы видим, что при новой парадигме образования педагог выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно труднее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально - педагогической культуры.
|