Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников.
Современное детское телевидение предлагает нам мультфильмы не самого лучшего качества. Многие мультики не сильно отличаются друг от друга по смыслу, по сюжету. Герои и злодеи тоже не сильно отличаются друг от друга. Одно радует, что из серии в серию добро всегда побеждает зло. Последнее время появились мультфильмы которые напрямую восхваляют зло. В них злые силы оборотни, вампиры, монстры и прочая "нечисть" представлены положительными героями. Нашим детям внушают, что это правильно, хорошо, весело. И наши дети верят этим мультикам, стараются им подражать...
На фоне этого все более актуально встает вопрос о сохранении русской народной культуры в целом и народного фольклора в частности. Знакомые нам не просто с детства, а известные веками персонажи Василиса, Золушка, Варвара - краса, Иван - царевич, русские богатыри и помогающие им в борьбе со злом мудрые звери: волк, лиса, ежик, мышка и многие другие. Даже злые герои Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Баба - Яга не кажутся нам такими уж злыми. Эти персонажи находят свое отражение как в старинных сказках, былинах, песнях, так и в современном их изложении и адаптированных пересказах.
Да, детские сказки, которые передаются из поколения в поколение, являются самой большой и любимой частью народного фольклора. Однако есть еще немалая часть устного народного творчества, которая заслуживает самого яркого интереса и большого внимания. Это потешки, поговорки, пословицы, прибаутки, скороговорки, длинноговорки...
Через устное народное творчество дети овладевают родным языком, осваивают его красоту и лаконичность, приобщаются к культуре своего народа и получают первые сведения о ней. Мы знаем, что для свободного овладения речью, ребенок должен обладать большим запасом слов и овладение родным языком является для него одним из важных приобретений в дошкольном детстве.
Потешки, пестушки, колыбельные песни - являются первыми произведениями народного фольклора, которые способен усвоить ребенок. Мы знаем, что родной язык ребенок усваивает подражая разговорной речи окружающих его взрослых. Но, к сожалению, многие родители об этом забывают и процесс формирования речи своего ребенка пускают на самотек.
Процесс познания и освоения народной культуры должен начинаться как можно раньше, как говорится: "с молоком матери", через колыбельные, потешки, частушки, пословицы и поговорки, а так же сказки и произведения народного декоративного прикладного искусства. Народное творчество позволяет приобщить ребенка к духовной культуре своего народа, частью которой он является. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка и приспособлены к детским потребностям.
Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может
стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. Но жизнь в русле народной культуры не может быть навязана педагогу. Она может быть только результатом естественного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров. В работе с детьми используют следующие виды фольклора:
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу,
радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого
распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной
и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то
смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей
необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать
множество раз.
Существует методика ознакомления детей с устным народным творчеством.
- Чтение и рассказывание на занятиях (с использованием наглядного материала, с разными видами театра, или как часть занятия по развитию речи).
- Использование в разных видах деятельности (рассказывание вне занятий, уголки книги, мини - музеи сказок, фольклорные праздники).
В ознакомлении детей с народным фольклором очень важно привнести элементы артистичности и индивидуальности в исполнение народных произведений. Можно использовать предметы народно - прикладного искусства и русские народные инструменты. Так же необходимо широко использовать наглядный материал. И тогда ребенок будет воспринимать занятие как яркое, красочное действо.
В заключение можно сделать вывод о том, что устное народное творчество носит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков и позволяет с самого раннего детства заинтересовать детей произведениями устного народного творчества, которые произносятся легко и с интересом, и имеют огромное воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, и активно развивают речь детей. То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая устное народное творчество в развитие детей, родители и педагоги могут уже с ранних лет вложить в них основные нравственные качества, которые в дальнейшей их жизни будут только развиваться. Во взаимодействии с детьми необходимо постоянно использовать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включать их в повседневный разговор с детьми.
|